Алексей Суханов: Моя миссия – нести добро в мир, а не просто топтать землю
Содержание:
- 1 Любой закон не обязателен к выполнению в отношении тех, кто законов не знает
- 2 Я дозированно смотрю телевизор, потому что берегу свой мозг
- 3 Не люблю ток-шоу со звездами, так много стало этого попкорна идиотского
- 4 Ценю в людях способность иметь обоснованную позицию, а не результат зомбирования
- 5
- 6 Украина – страна, с которой я связываю остаток своей жизни

Ведущий социального ток-шоу «Говорить Україна» дал эксклюзивное интервью Vesti.ua
В 2022 году популярное социальное ток-шоу «Говорить Україна» отмечает 10-летие с даты выпуска первой программы на канале «Украина». Все эти годы неизменным ведущим программы был Алексей Суханов. Более двух тысяч эфиров, тысячи человеческих судеб и болей, все это телеведущему приходится пропускать через себя, вдумываться, искать выход и по возможности помогать справиться с проблемой.
Алексей Суханов в эксклюзивном интервью Vesti.ua рассказал, почему смотрит телевизор очень дозировано, почему никогда не будет вести шоу со звездами и какую светскую книгу он называет «Евангелие человечества».
Любой закон не обязателен к выполнению в отношении тех, кто законов не знает
— Вы уже десять лет ведете сложное социальное ток-шоу на канале «Украина« и в нем, по сути, разгребаете авгиевы конюшни реалий жизни простых украинцев. Вам от этого не страшно?
— Мне страшно другое, что, несмотря на многочисленные изменения в нашей жизни и смены власти, чиновники не стали более ответственными и не стали более рьяно служить стране. Скорее, наоборот, они стали более наглыми, беспринципными, циничными и безответственными.
— Безответственность чиновников – это беда последних лет?
— Мы начали вести ток-шоу «Говорить Україна» в 2012 году, еще при Януковиче. За эти 10 лет сменилось три президента. Но я не могу сказать, что качество исполнительной власти улучшилось. Это притом что в стране очень многое меняется в лучшую сторону, что в ней идет война, которая, по идее, всех должна сплотить. Нет, эти годы не воспитали касту чиновников, которые на местах научились бы тревожиться о проблемах граждан и решать их. И мне очень хочется эту систему не сломать – этого делать не нужно, потому что крайне опасно, – но отреставрировать и реновировать.
— Почему вы так заостряете разговор на чиновниках?
— Потому что именно от чиновников зависит принятие решений в помощи многим людям. Я все время задаю людям на ток-шоу вопрос: почему вы боитесь чиновников – они ведь обслуживающий персонал и, если они на своих жо…ах сидят ровно, нужно сделать все, чтобы заставить их работать.
— Страх перед чиновниками живет в каждом еще со времен СССР…
— Знаете, когда у нас начинается простуда, мы делаем все, чтобы она не развивалась в нашем организме. Если мы будем убеждать себя, что так советской системой заложено, то и детям эту мантру передадим, и уже они будут в своих проблемах винить нечто, но только не себя. Мы все же должны быть умнее и ответственнее в своих решениях. Нужно учиться. Жизнь – это вообще большая школа, и если мы сами не займемся своим самообразованием, никто за нас делать этого не будет. Я имею в виду в том числе и знание своих прав и законов. Законы есть, и они у нас очень неплохие. Но любой закон может быть не обязателен к выполнению в отношении тех, кто этих законов не знает.
Я дозированно смотрю телевизор, потому что берегу свой мозг
— Последние годы люди выглядят очень напуганными. На это работает не только обстановка с ковидом, но и СМИ.
— С помощью страха очень легко манипулировать. Я вообще смотрю телевизор очень дозированно. А новости стараюсь не принимать близко к сердцу, хотя я в этой среде проработал больше 20 лет и знаю всю эту кухню.
— Почему?
— Потому что я берегу свой мозг и свой эмоциональный фон. Очень легко можно сойти с ума в ситуации, слушая плохие новости со всех сторон. Давайте фокусироваться на хорошем!
Что касается моего отношения к COVID-19, то я верю в наличие коронавируса, о котором, кстати, речь шла еще в учебниках 1960-х годов. При этом считаю, что все происходящее вокруг него – это сложнейшая технология по перезагрузке всего мира. Вы заметили, что в выпусках новостей всегда сообщают, сколько заболело и сколько умерло? А давайте лучше будем узнавать, сколько выздоровело людей! Ведь это гораздо для здоровья приятнее.
– В данном случае хеппи-энд редакторов отдела новостей мало интересует, от него рейтинги не растут.
— Да. К сожалению, рейтинги делают негатив. Но в этой ситуации простым людям нужно не эмоции включать, а голову. Нужно учиться отстаивать свои права в цивилизованной плоскости с помощью законов. И по этому поводу должны появляться некие объединения, куда бы человек пришел и получил правовую помощь.
— Как, на ваш взгляд, в последнее время изменилось украинское телевидение и чего ему не хватает?
— Нашему телевидению не хватает честности и принципиальности среди журналистского сообщества.
— А почему так происходит?
— Потому что слаба человеческая натура. Многие не способны нести ответственности за свои слова, а ведь в нашей профессии нужно всегда думать, что ты говоришь и к чему это может привести в конечном итоге для конкретного человека. А ведь может привести и к трагедиям.
— Поэтому вы как телеведущий взяли и выучили неродной украинский язык, чтобы общаться на нем в эфире.
— Я считаю, что украинский должен быть единственным государственным языком, потому что это охрана традиций и истории, то, без чего любая страна не может существовать.
Но! Язык – это язык, он не признак приверженности своей стране и не характеристика качества человека. Среди русскоязычных людей я знаю очень многих по-настоящему достойных украинцев.
Но если вы все-таки хотите, чтобы все граждане говорили на государственном языке, власть должна отнестись к языковому вопросу уважительно. Достигать чего-то силой – это опять-таки издержки «совка».
Не люблю ток-шоу со звездами, так много стало этого попкорна идиотского
— А вы не устали от постоянных человеческих проблем в эфире? Может быть, вам хотелось чего-то более легкого. Например, вести ток-шоу со звездами, как Малахов?
— Я не устал от проекта «Говорить Україна», потому что он для меня по сути – миссия. Я понимаю, что он не будет существовать вечно, но я хочу работать до тех пор, пока не буду видеть каких-то изменений в жизни людей. Что касается программ со звездами, то мне не нравятся все эти развлекаловки, лясы-балясы, три притопа, два прихлопа. Не хочу, потому что так много стало этого попкорна идиотского, все так упрощается в жизни. Я люблю смыслы и люблю видеть какие-то задачи. Хочу помогать людям добиваться истины, достучаться до инстанции, в мозгах что-то менять. В этом я вижу суть своего служения. А просто развлечения… В этой сфере достаточно соответствующих ведущих.
— Сегодня очень модно вести блоги. Не хотели бы вы завести свой блог и беседовать в нем тет-а-тет с разными интересными людьми?
— Не люблю слово «модно», а, во-вторых, признаюсь: «Говорить Україна» отнимает у меня очень много сил. Каждый раз я должен выкладываться по полной. И в этой ситуации я вижу, ради чего стараюсь, от этой программы есть эффект, есть КПД приличный. А с блогами этими не все понятно. Может быть, когда я выйду на пенсию, какой-нибудь блог себе и заведу. К беседам тет-а-тет перед камерой тоже ведь нужно серьезно готовиться, это ведь не на лавке разговор.
— Вот вы сказали, что много энергии тратите в каждом эфире. Оно и понятно, ведь вокруг масса народу и каждый старается «потянуть« из вас. Как вы энергетически восстанавливаетесь?
— Встречаюсь с друзьями, гуляю по улицам, созерцаю, читаю книги, запираюсь дома, там слушаю музыку и с Арти (пес породы йоркипу, – Vesti.ua) разговариваю. Каждый должен вокруг себя создавать свой мир. И вот насколько много будет таких качественных миров, тем выше вероятность, что мы станем жить лучше.
— А какую книгу вы прочитали последней?
— Я вот вчера взял и перечитал «Маленького принца» Экзюпери. Я вообще считаю, что это главная книга человечества, по сути, это некое светское «Евангелие человечества». В ней есть все. Вот если бы мы почаще перечитывали эту книгу, то больше бы становились людьми.
Александр Меламуд и Алексей Суханов в спектакле «Весна для Гитлера»
— А театр… Я вас видела на сцене в роли Тевье. А сейчас что происходит?
— Спектакль «Толік-молочар» – современная трагикомедия по мотивам Шолом-Алейхема, где я играю главную роль, – был заморожен на время пандемии. Сейчас его планируют восстановить, и я бы этого очень хотел, потому что это важная история для Украины в нынешней ситуации. В этой пьесе поднимается проблема самоидентификации и верности своим основам и традициям. А мне кажется, что любая страна будет жить и развиваться, если у нее есть история, традиции и люди, которые уважают это и ценят. И «Толік-молочар» это показывал.
Еще я сыграл в «Вишневом саде» в театре «Актер». Это современное прочтение классики режиссером Славой Жилой. История этого семейства, рассказанная Чеховым еще в ХIХ веке, – настоящий приговор современному миру. Мне кажется, что любое прочтение классического произведения очень важно – там зашиты все смыслы, все коды. Нужно только читать и думать. Не просто по строчкам бежать глазами, а анализировать: почему именно так. И когда ты начинаешь размышлять сам с собой или с друзьями, тогда коды и выплывают.
Ценю в людях способность иметь обоснованную позицию, а не результат зомбирования
— Что касается друзей, вам не кажется, что обстановка последнего времени влияет на дружбу. От вас друзья не откалываются?
— Откалываются, конечно. Но не думаю, что именно нынешнее время заставляет нас проходить какой-то особый тест. Мы все время меняемся, и кто-то кому-то становится вдруг неинтересным. Кто-то действительно запуган и боится общаться, ну и ладно. Тут главное, чтобы рядом оставался костяк друзей, проверенных временем. А если у тебя совсем нет друзей, нужно покопаться в себе.
— Мне вот кажется, что вы такой самодостаточный, что могли бы прожить и в одиночестве.
— Какой-то поэт сказал, что «человеку космос не нужен, человеку нужен человек». У меня есть друзья, от которых я получаю огромное удовольствие. А что такое друг в целом? Это способность понять и принять, какой бы ты ни был веры, какие взгляды ни исповедовал и каким политикам ни симпатизировал. Друг должен иметь право позволить сказать тебе правду, и ты эту правду со своей стороны обязан принять. Потому что это мнение твоего друга, и оно такое же важное, как твое. Оставаться друзьями при противоположности мнений – вот это фундаментальный признак. Вот 4 января я в свой день рождения поздравлял с тем же Александра Меламуда. Взгляды этого человека во многом в корне не совпадают с моими, но мы друг к другу с большим уважением относимся и дружим.
Знаете, я ценю в людях способность иметь обоснованную позицию, а не результат зомбирования. Скажите мне: почему я должен прекратить общение с этим человеком, если он верен не конъюнктуре, а позиции. Это же говорит о качестве человека. Он способен анализировать и приходить к выводам, и это интересно. А вот конъюнктурщиков я не уважаю – сегодня так, завтра эдак, как флюгеры.
Украина – страна, с которой я связываю остаток своей жизни
— У вас дача в Юрмале. Я слышала, что вы никак не могли на нее прорваться из-за пандемии.
— Я прорвался туда в августе и сентябре. Вы что, это рай на земле для меня, химчистка моя.
Но мне и в Киеве очень хорошо. Может быть, я не каждый район в этом городе люблю, потому что в этом смысле я человек чудаковатый, воспринимаю места и людей прежде всего именно энергетически. Но в том районе, где я живу сейчас, мне очень хорошо. Я нашел в Киеве место своей силы. Обожаю этот город. Помню, когда я приехал сюда в первый раз, это была зима при Черновецком – город совсем не убирался: лед, по полметра сугробы. Мы все скакали по ним, как горные козлы. Я реально боялся сломать ногу, но все равно почувствовал, что этот город пропитан культурой, теплом, уютом. И я тогда впервые подумал: было бы круто здесь пожить. И вот видите, как судьба мне улыбнулась.
— Кто-то наверху вас любит и ваши желания осуществляет.
— И я стараюсь такому отношению соответствовать и нести в мир добро – не просто так жить и топтать землю, а что-то делать.
— В последний раз, когда мы беседовали, тема получения украинского гражданства для вас было больной. Но сейчас вы уже наш человек, обладатель паспорта Украины. Что изменилось с этого момента?
— Перед новым годом ВР утвердила закон, и президент подписал его. Документ вот-вот вступит в силу и позволит осуществить некоторые бюрократические процедуры, которые все стопорят.
А что изменилось? Появилось ощущение, что у тебя есть ДОМ. Официально. Потому что я никому не пожелаю жить без ощущения своей страны. А у меня так случилось, потому что уже и там, в нынешней России, ничего моего нет, и здесь я балансировал на одной ноге. Но, кажется, финал истории близок. Теперь я, как рядовой гражданин, смогу, например, открыть счет в банке и пользоваться им. Украина – страна, с которой я связываю остаток своей жизни, поэтому стараюсь сделать ее лучше, ибо мне не все равно, что здесь происходит. Я вам скажу: паспорт вместе с головой дается человеку, чтобы принимать конкретные решения, а не пользоваться решениями, которые кем-то когда-то приняты.
— Пока вы балансировали между странами, ваша коллекция произведения искусств была разбросана по миру. Что-то хранилось в Бельгии, что-то – в Латвии. Сейчас вы не планируете перевезти это все в Украину?
— А тут уже нужно думать. Я не против все сюда привезти, но встает вопрос доставки и ввоза. Если я это ввожу как свою собственность, буду ли я платить какие-то деньги за растаможку. Если да, тогда зачем мне это ввозить. Как и любой другой коллекционер, я должен понимать интерес к моей коллекции со стороны страны. Если условия создаются, человек ввозит, если – нет, то все.
— Но ведь коллекции собираются, чтобы их созерцать на стенах своего дома. Или вам достаточно осознания того, что это творение ваше?
— Я считаю, что чувство собственности в этой истории вторично, а первично чувство ответственности и понимания того, что мои картины хранятся в надлежащих для предметов живописи условиях. Когда я скучаю по своей коллекции, то открываю фотографии картин и смотрю на них. А если я хочу посмотреть на оригинальные картины, то иду в Национальный художественный музей Украины, где хранится потрясающее собрание украинского живописного искусства. И каждому советую туда пойти и получить удовольствие от контакта с настоящими шедеврами.
Комментарии закрыты.