Политическое Евровидение. Почему формат Нацотбора себя исчерпал

Как нам не наступить на одни и те же грабли
После нескольких скандалов, связанных с победительницей Национального отбора на Евровидение Alina Pash, а также группой Kalush Orchestra, занявшей второе место, были большие опасения, что в этом году Украина не выставит своего участника. Только 22 февраля лидер группы Kalush Олег Псюк сообщил, что договоренность с организаторами достигнута и рэп-оркестр представит нашу страну на Евровидении. Однако больше недели украинские фанаты этого конкурса боялись, что мы уже во второй раз окажемся в глупой ситуации, когда победитель выбран, но благодаря собственным же поправкам к правилам международного конкурса останемся ни с чем. Vesti.ua разбирались с экспертами, как нам в следующий раз не наступить на те же грабли.
Привлечь СБУ к проведению Нацотбора
Причиной снятия с конкурса Alina Pash стало некорректное пересечение певицей границы между Украиной и Крымом, а также ее фотография в Москве, выложенная в Instagram, явно сделанная после 2014 года. Была политическая подоплека и у «дисквалификации» Maruv, поскольку певица до участия в Нацотборе выступала в России, а также планировала гастроли в Москве после участия в Евровидении.
Вполне резонно, что после этих событий появилось мнение, что за перемещениями и планами артиста должны следить не организаторы Нацотбора, а специальные службы – СБУ или пограничники, которые проверяют тех же российских гастролеров на предмет посещения Крыма.
«Чтобы не возникало подобных скандалов, нужно или отменять правило (что само по себе приведет к скандалу), или подключать на самом раннем этапе пограничные и спецслужбы. Общественный вещатель в демократическом государстве – это очень важная институция, к которой должно быть полное доверие в обществе. Репутационные потери для него гораздо больнее, чем для любого другого СМИ. В нашей стране, где институт общественного вещания строится не так просто, государственные органы и службы должны пойти навстречу и помочь избежать скандалов до начала конкурса, а не вступать в игру после финала Нацотбора«, – считает член жюри Нацотбора на Евровидение в 2020 году, радиопродюсер Виталий Дроздов.
Правда, на фоне того, что многие эксперты считают, что организаторам Нацотбора нужно тесно сотрудничать с СБУ и проверять каждого из потенциальных участников на предмет посещения Крыма и гастролей в России, есть мнение, что этот пункт, который добавили в правила проведения конкурса после победы Maruv, нужно вообще упразднить, поскольку это ограничивает свободу многих артистов. Кроме того, нет закона, запрещающего посещение России с концертами.
«Мы живем сейчас в эпицентре информационной войны, которая непонятно когда закончится, поэтому такое (отмена одного из пунктов правила. – Авт.) просто невозможно. Для отбора участников надо привлекать СБУ, чтобы потом в последний момент не всплывала неожиданно фотография из Instagram, где классный артист с хорошей песней стоит радостный на фоне Кремля. Соответствующие организации должны предварительно максимально проверять участников: подпадают ли они под пункт, запрещающий конкретному артисту участвовать в конкурсе. А в то, что новые пункты, отсеивающие определенных артистов, будут исключены из правил, я не верю«, – говорит директор по развитию музыкальной премии YUNA Игорь Панасов.
В Украине почти все звезды выступают в России
Однако еще один минус этой поправки к правилам в том, что на данный момент в Украине крайне мало популярных артистов, которые не выступали бы в России после 2014 года. Одни это делали по инерции, другие отрабатывали контракты и полученные предоплаты, а третьи думали, что выступление на частном корпоративе пройдет незамеченным.
Та же Джамала, еще до победы на Евровидении в 2016 году, дала два концерта в России – в Москве и Сочи. И этот факт уже в 2019 году подтвердил ее пресс-атташе Денис Козловский. Не засветились в России только те артисты, которые появились и добились популярности в последние пару лет. А до этого почти весь украинский шоу-бизнес был нацелен на покорение России, и почти каждый успешный исполнитель там регулярно выступал и снимался в телешоу.
А на данный момент они, с одной стороны, являются гарантом хороших просмотров и рейтингов Нацотбора. Но с другой – находятся под запретом. Та же Верка Сердючка, которую регулярно «сватают» для повторного участия в Евровидении, или Оля Полякова, которая планирует в этом году выпустить мини-альбом песен на английском языке, для Нацотбора – персоны нон грата.
«Это вопрос политического решения. И сегодня такой пункт, думаю, нужен. То, что стоит сделать, – это, возможно, внести в него некие коррективы. Любой из нас может ошибаться. Есть много артистов, которые в 2014-м по инерции еще ездили выступать в Россию, но затем перестали это делать. Если в правилах Нацотбора будет механизм амнистии и реабилитации для подобных артистов, это будет правильно, будет служить примером для тех, кто до сих пор выступает в России«, – считает Виталий Дроздов.
Отказаться от телешоу
Однако кроме усердной проверки артистов спецслужбами все чаще эксперты обсуждают еще один вариант проведения Нацотбора – закрытый. Этот формат подразумевает отказ от телешоу, когда вместе с экспертами претендента выбирают зрители. Это не запрещено правилами Евровидения. Просто определенная группа экспертов сама выбирает артиста и песню, который представит страну на конкурсе. Это достаточно расхожая практика – не менее трети стран не проводят нацотборы и одними из первых называют имя артиста, который будет их представлять, и только уже к концу февраля презентуется песня.
В частности, Игорь Панасов считает, что «Суспильному» нужно перейти с нынешнего формата Нацотбора на точечную работу с украинскими артистами и проводить внутренний тендер. Но при этом не договариваться с одним артистом и отметать всех остальных. Могут возникнуть форс-мажорные ситуации, из-за которых участник может сорваться. Поэтому разумнее было бы подобрать трех-четырех артистов, которые, по мнению руководителей отбора, могут быть реальными претендентами, предлагают свои песни и концепцию номера. Отобрать лучшее предложение, и в феврале, как и многие другие страны, презентовать участника Евровидения от Украины.
«Формат Национального отбора в том виде, в котором он проводится на данный момент, себя, очевидно, исчерпал благодаря тем внутренним противоречиям, которые в него заложены. Неадекватная истеричная реакция на спорные ситуации, которая возникает в обществе, влияет на выбор и на руководство вещателя. Все эти срачи и хайпы влияют также на поведение музыкантов и совершенно неконструктивны сегодня. Нацотбор превратился в многоликий ежегодный скандал. Поэтому с этим форматом надо временно попрощаться и пару лет поработать в формате индивидуального отбора«, – считает Панасов.
Главный минус отказа от телевыборов в том, что молодые артисты теряют одну из хороших платформ заявить о себе. Это стало фишкой нескольких последних Нацотборов, прошедших в Украине. Однако такую жертву принести несложно, поскольку большинство молодых артистов, которые заявляли о себе таким образом, плохо воспользовались этим шансом. Один раз громко заявив о себе, они надолго потом исчезали, думая, что, один раз хорошо выступив, они навсегда остались звездами. Так было с певицей VILNA, группами Mountain Breeze и YUKO.
Комментарии закрыты.